20150816

Перезагрузка. Ассемблер. Часть 1. Пишем первую программу.

Оглавление:
----------
Часть 0. [Установка и настройка]
Часть 1. [Пишем первую программу]
Часть 2. [Как работает процессор и что такое регистры]

Часть 3. [Знакомимся с отладчиком]

------------------------------------
Весь исходный код можно взять [тут].
------------------------------------

Соскучились? Сегодня приступим к практике и напишем нашу первую программу на ассемблере. :)

Посвящается тем бессмертным героям, что сумели осилить предыдущую статью и теперь с выжиданием созерцают пустое окошко примерно такого вида:



А теперь резко берем и пишем туда:


Написали? Тыкаем меню Run->Run, или же просто F9. Результат:


Круто? Конечно, круто! Давайте разбираться с этими страшными шестью строчками кода по порядку:

include '%include%/win32ax.inc'

Самая первая строчка говорит, что в этот исходный файл нужно включить еще один. Include - это, собственно, включить, а дальше идет имя файла в одинарных кавычках. Файлы эти лежат в папке include там, где установлен компилятор flat assembler (см. предыдущую статью), а нам сейчас нужен win32ax.inc. В нем объявлены всякие нужные и важные штуки, про которые нам сейчас знать не обязательно, но потом - обязательно узнаем, так что не переживайте. Пока что можно думать, что файл этот нужен и без него ну вот никак. Идем дальше:

.code

Это - название так называемой секции. На самом деле, как мы узнаем в будущем, EXE файлы Windows имеют определенный формат, а именно - PE, или Portable Executable, и состоит он из секций. В одной секции хранится код, в другой - данные, в третьей - ресурсы (иконки всякие и картинки). Догадались? У нас сейчас одна секция и в ней - код, судя по названию. Название, на самом деле, любое может быть.

start:

Start - это как на беговой дорожке на стадионе, отсюда начинать бежать нужно. По-умному это место называется [точкой входа]. Когда мы тыкаем мышью на EXE-файле с желанием его запустить, Windows по сути просто копирует его в оперативную память, находит адрес точки входа и командует процессору - иди туда и начинай выполнять код. Вот и все.

invoke MessageBox,HWND_DESKTOP,"Hello, World!",0,MB_OK

О, начинается код! Тут - самая интересная часть. Этой строчкой мы вызываем функцию, да не просто функцию, а функцию [WinAPI]. Что это за WinAPI такое? Это - набор функций (небольших программ), которые позволяют произвести определенное действие, больше они ничего не делают. Функция "открыть дверь", функция "налить борща", функция "поспать". И вот точно так же - функция "[показать окно с сообщением]". Функции могут принмать параметры, которые называются аргументами, а так же могут возвращать результат. Чаще всего - ноль или не ноль, то есть результат своей работы. Почему так просто? Потому что эта штука существует уже лет 20, а 20 лет назад не было возможностей толком повыпендриваться. Разберем эту строчку еще подробнее:

invoke

Специальная команда, говорящая "выполни команду!". За ней обычно следует имя функции. На самом деле является [макросом].

MessageBox

Встречаем - имя WinAPI-функции! По нему, немного приноровившись, можно легко определить, что функция делает.

HWND_DESKTOP,"Hello, World!",0,MB_OK

После названия функции обычно идут ее аргументы. Тут у нас их аж четыре штуки:

HWND_DESKTOP

Идентификатор окна рабочего стола. Вы думали, что Windows просто так называется Windows (окна)? А вот и нет! На самом деле, в ней ВСЁ - это окна! В том числе и рабочий стол. А чтобы не путаться, у каждого окна есть свой идентификатор, который по факту - просто набор цифр. Идентификатор этот часто называют хэндлом (от английского handle). Так что непонятные буквосочетания в названии идентификатора - HWND - это Handle Window. При компиляции программы компилятор, как самый умный из присутствующих, находит, что на самом деле значит HWND_DESKTOP и заменяет его цифрой-идентификатором. А мы можем писать имя, потому что так понятнее и так проще запоминается.

"Hello, World!"

Текст, который будет показывать нам окно. Прям вот текст и все.

0

Заголовок, вместо которого я написал 0, так что его там не будет. Можно написать что-нибудь в кавычках и посмотреть на эффект.

MB_OK

Эта штука определяет, каким будет окно сообщения. Да-да, они бывают разные. Список возможных можно найти по ссылке чуть выше, там где описание функции. Сейчас у нас будет просто кнопка "ОК". 

Уф! С первой строчкой кое-как разобрались. Осталось немного:

invoke ExitProcess,0

Знакомо? Смутно, но что-то припоминается. Вызываем функцию командой invoke, функция называется [ExitProcess] и принимает один-единственный аргумент, в нашем случае - ноль. Почему ноль? Потому что если программа, завершившись, показывает операционной системе ноль, значит все хорошо - так она думает. Значит завершилась она нормально и без ошибок. А функция сама, как я уже написал, завершает выполнение программы, в результате чего та закрывается.

Последняя строчка осталась:

.end start

Строчка эта всего-навсего показывает, где закончилась точка входа в программу. Почему так? Сейчас, в самом простеньком примере, у нас в программе всего одна секция и всего шесть строчек кода. На самом же деле написать можно очень по-разному (и я покажу, как!), а весь код программы может быть неудобно писать в один присест и в одном файле. А еще секций может быть много, ага. В общем, строчка нужная, чтобы никто не запутался.

Ну как? Трудно? Великие гуру всю жизнь твердили вам, что освоить ассемблер - дело избранных и что он невообразимо сложен? Как бы не так! В современном мире и под Windows все сводится к вызову тех или иных WinAPI-функций в нужном порядке и с нужными аргументами. Ничего больше. Серьезно. А вызывать эти функции можно хоть на ассемблере, хоть на Си, хоть на Паскале. Вот так вот!

А вот и [полный исходный код] программы из статьи. :)

---------------------------------------- 
Вопросы? Пожелания? Предложения? 
Вот как можно со мной связаться: 
[email]
[vk]
[twitter]
[telegram]

----------------------------------------

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Не люблю мат и низкий уровень грамотности. Чем конкретнее поставите свой вопрос и чем лучше он будет выглядеть - тем большая вероятность на мой ответ. :)